Статья

7 ключевых функций в B2B портале для оптовых покупателей

1036
Обложка для статьи: 7 ключевых функций в B2B портале для оптовых покупателей

Что такое оптовый портал

Оптовые интернет магазины или, как их принято называть, B2B порталы, отличаются от розничных магазинов. Отличаются как по внешнему виду, так и по задачам, которые они выполняют.

Почему так? Дело в том, что оптовый клиент хорошо знает ассортимент. У него мало времени и много задач. Номенклатура в заказ набирается по заранее определенным потребностям без какой-либо эмоциональной составляющей.

Поэтому оптовые порталы имеют лаконичный дизайн с минимумом графики и множеством табличных видов. Их главная цель - удобство поиска и формирования заказа из большого количества артикулов и автоматизация всего бизнес процесса.


Интерфейс каталога товаров розничного и оптового магазинов

Рис. Интерфейс каталога товаров розничного и оптового магазинов


Регистрация и авторизация

Представим ситуацию, что есть группа компаний с разной системой налогообложения, закупками для которой занимается один человек. В этом случае он должен иметь возможность сформировать заказ на любую организацию, за закупки в которой он отвечает.

Для этого ему потребуется зарегистрироваться в системе самому, а также зарегистрировать все юридические лица, которые будут привязаны к его профилю, чтобы переключаться между ними.

Всякий оптовый портал должен предоставлять такую возможность.


Список юридических лиц в профиле менеджера по закупкам

Рис. Список юридических лиц в профиле менеджера по закупкам


Собственный тип цен

Поставщики для каждого оптового клиента устанавливают свои цены в зависимости от истории взаимодействия и объема закупок. Так получаются типы цен.

Технически формирование типа цены происходит следующим образом: берется базовая цена и к ней применяется скидка. Любо в процентном отношении, либо в денежном эквиваленте. Далее созданный тип цен применяется к клиенту или группе клиентов.

Поддержка в портале типов цен является важнейшей функцией B2B системы.


Несколько типов цен на оптовом портале

Рис. Несколько типов цен на оптовом портале


Список товаров в B2B магазине

Навигация и поиск в оптовом интернет-магазине сильно отличаются от розничного. B2B покупатель оперирует названием товара и артикулом, реже ключевыми характеристиками для поиска. Поэтому список товара должен быть компактным, чтобы вмещать максимальное количество артикулов. Также в нем должен быть блок для поиска и подбора по параметрам..

В оптовой системе покупателю не нужны и подробные описания. Достаточно разместить технические характеристики товара и некоторые файлы.


Список товаров в B2B портале

Рис. Список товаров в B2B портале


Многокорзинность

В некоторых розничных интернет магазинах стала появляться функция “многокорзинности”. Она приходит в розницу из оптовых порталов, где её наличие является обязательным.

Какая логика использования мультикорзин? Представим, что в отдел снабжения торговой организации поступило две заявки - одна от начальника ремонтного цеха, вторая из цеха окраски. Первым нужны запасные части, а вторым малярные принадлежности и материалы для покраски.

Для удобства менеджер по закупке при формировании заказа будет работать с отдельными корзинами для каждой заявки, но счёт на оплату сформирует один, объединив корзины.

Ещё один сценарий - это заказ для нескольких юридических лиц. В данном случае заказ для каждого юрлица помещается в отдельную корзину, чтобы не было путаницы.


Мультикорзины в интернет магазине

Рис. Мультикорзины в интернет магазине


Три сценария оформления заказа

Отдельно поговорим о поведенческих сценариях оформления заказа на оптовом портале.  

Первый сценарий представляет собой возможность набрать товары в заказ по одному из списка товаров. В таком случае в списке необходимо размещать блок с подбором товаров.

Если у менеджера по закупке есть готовый файл с заказом, то у портала должна быть возможность его принять и сформировать заказ. Это будет вторым сценарием.

Но часто профессиональные покупатели применяют еще один подход. Им удобно подготовить список артикулов для заказа с указанием количества каждой позиции в любом текстовом редакторе (формат: артикул,количество) и вставить этот список в специальное поле на портале. Заказ должен быть сформирован.

Не лишним будет указать, что в B2B системе может быть реализован любой из приведенных сценариев оформления заказа, но наиболее удобным для пользователей будет наличие всех трёх одновременно.


Страница оформления заказа в B2B системе

Рис. Страница оформления заказа в B2B системе


Автоматизация документооборота

Не так уж давно документы между организациями передавались по факсу. Факсы вымерли как динозавры и их заменила электронная почта, которая не отменила необходимости сканировать документы, чтобы обмениваться ими.

Следующий этап развития - это формирование и обмен документами в электронном виде. Как это должно быть на оптовом B2B портале?

  • При регистрации юридического лица в системе должен сформироваться договор поставки в электронном виде, который подписывается акцептом.
  • После регистрации стороны обмениваются необходимыми учредительными документами через портал в электронном виде.
  • При оформлении заказа система формирует счет на оплату.
  • После оплаты счет должны быть сформированы первичные отгрузочные документы также в электронном виде.
Так выглядит упрощенная цепочка электронного документооборота, которая должна поддерживаться в B2B портале.


Раздел с документами в системе B2B

Рис. Раздел с документами в системе B2B


Рекламации

Производственный брак, поврежденная упаковка, несоответствие поставки по количеству и заявленному качеству, а также требование об устранении недостатков, снижении цены, возмещении убытков называется рекламацией.

На оптовом портале для коммуникации между продавцом и покупателем должен быть отдельный раздел , где обе стороны смогут взаимодействовать друг с другом, чтобы разрешить ситуацию.

В качестве заключения

В этом материале мы постарались дать краткий обзор ключевых функций, которые должны поддерживаться на оптовых порталах. Список нельзя считать исчерпывающим, но можно брать за основу при проектировании собственной B2B системы или аудите существующей.

Вернуться

Мы рекомендуем

Рекомендуем почитать



Есть вопросы - спрашивайте!

×